Индивидуальная работа с воспитанниками

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  "Детский сад "Березка"" -муниципального образования - Михайловский муниципальный район  Рязанской области

Индивидуальная работа с воспитанниками

 

Особенности индивидуальной работы воспитателя с детьми

  

 Индивидуальная работа с детьми 3-5 лет

Учитывается то, что индивидуальную работу необходимо планировать в 1 половину дня. Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, организуются преимущественно в форме игры. В 1 половину дня воспитатель организует специальные игры и упражнения с теми детьми, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях. Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.

Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Форма организации работы - индивидуальная, однако, в некоторых случаях проводится работа, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на прогулке воспитатель учитывает сезонность и погодные условия.

Планируется индивидуальная работа с детьми во время режимных процессов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

 

Индивидуальная работа с 5 – 7 лет.

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся: Индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

 Это работа по:

·        исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;

·        развитию устной речи и выработке правильной интонации;

·        физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др.

 При планировании ( и в календарных планах) индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

По содержанию утренний отрезок времени включает: игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируются дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то указывается номер карточки). В сфере познавательной деятельности планируются на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Беседы сопровождаются рассматриванием доступных детям иллюстраций. В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

В процессе организованной образовательной деятельности,  обеспечить  усвоение программного материала каждым ребёнком также возможно лишь при условии осуществления индивидуального подхода к ним как в процессе соответствующих занятий, так и в повседневной жизни. Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. У активных детей поддерживается их интерес к занятиям, инициатива, развиваются их способности. Учитывая уровень их развития воспитатель даёт им дополнительно усложненные задания, составляет специально для них более трудные вопросы.

Легко возбудимым, невнимательным и несдержанным детям воспитатель предлагает повторить указания.

С отстающими детьми необходимо систематически проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Индивидуальная работа проводится с подгруппой детей или отдельно с ребёнком. Для поддержания интереса активности творчества детей индивидуальную работу проводят не только с отстающими детьми, но и с остальными. Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т.д.

Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время с/р игр, прогулок, дежурств, п/и, трудовой деятельности.

Правильно организованная индивидуальная работа в нашем ДОУ дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение.

 

Осуществление индивидуальной работы в течение дня в соответствии с режимом.

 

Циклограмма индивидуальной работы на группах.

1. Короткая беседа с родителями во время утреннего приёма детей о самочувствии их ребёнка, о том, что их беспокоит в его поведении.

2. Создание и поддержание спокойной, радостной обстановки, предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом (играть, рассматривать книги, рисовать). Уделить особое внимание детям замкнутым, застенчивым, робким. Их непременно надо подбодрить, они в этом очень нуждаются. Излишне возбуждённых детей следует привлечь к таким играм и занятиям, которые содействовали бы их успокоению, снятию возбуждения.

3. При подготовке к завтраку воспитывать культурно-гигиенические навыки, оказывая помощь тем детям, которые ещё не владеют необходимыми навыками.

4. Во время завтрака обращать внимание на тех детей, у которых плохой аппетит. Следить за позой детей, а также за соблюдением ими правил культурного поведения за столом.

5. Проведение индивидуальной работы с детьми, которые пропустили занятия, или что-то не усвоили.

6. Проведение работы с робкими, застенчивыми нерешительными детьми по подготовке их к активному участию в общих занятиях.

7. При проведении занятия нужно, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы всем детям было удобно сидеть, чтобы все могли хорошо видеть и слышать воспитателя. Следить, чтобы они не сутулились, не наклонялись низко над столом.

8. Готовя детей к прогулке, нужно уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, следить, чтобы они были хорошо одеты и не простудились. Воспитывать навык одеваться быстро и правильно, в отделенной последовательности.

9. На прогулке наряду с общей работой осуществляется и индивидуальная работа с различными целями:

- преодоление застенчивости;

- развитие наблюдательности;

- воспитание трудолюбия, трудовых навыков;

- развитие речи;

- отработка спортивных элементов.

Уделять внимание детям, которые проявляют особый интерес к математике, окружающему. Выслушать придуманные ими задачи, рассказы, загадки.

10. В течение дня наблюдать и руководить работой дежурных. Подбирать пары дежурных в соответствии с их индивидуальными особенностями, с учётом взаимного положительного влияния детей друг на друга.

11. При подготовке ко сну следить, чтобы никто из детей не был слишком возбуждён.

12. Детей, которые не проявляют интереса и любви к животным и растениям, привлекать к наблюдениям и работе в уголке природы.

13. Обращать внимание на проявления детей в трудовой деятельности.

14. Вечером, когда родители приходят за детьми, можно больше времени уделить общению с ними, ответить на их вопросы, порекомендовать соответствующую литературу, рассказывать о самочувствии ребёнка, его поведении, успехах.

 

 

Обоазовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания, используемые учителем-логопедом для индивидуальной работы с детьми

Большинство детей, посещающих логопедический  пункт, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят  снижен интерес к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышена утомляемость.

      Использование ИКТ на логопедических занятиях   позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

      Презентативное сопровождение занятий способствует повышению мотивации непосредстенно образовательной деятельности, расширения сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности детей, визуализации акустических компонентов.

      Логопедический тренажер «Дельфа-142» позволяет работать с любым речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико-грамматического строя речи.

      Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

      Для реализации задач по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные  игры, релаксацию, дыхательную и пальчиковую гимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз, биоэнергопластику, «Су - Джок» - терапию, которые включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.  

      Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз, для чего используются мольберты, массажные коврики, разноуровневое пространство в помещениях (подиумы, кубы).

      Положительные результаты в работе приносит использование инновационных технологий: музыкотерапия,  сказкотерапия, мнемотехника,  песочная терапия, компьютерные технологии.  С целью нормализации просодической и тепмо-ритмической стороны речи использую логоритмические упражнения, пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение, сочетание движений с музыкой способствует улучшению общего состояния детей, нормализации работы нервной системы.

     Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие: улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, стрессоустойчивости. Использование на занятиях элементов сказкотерапии способствует созданию коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка, совершенствования лексико-грамматического строя языка, созданию благоприятной психологической атмосферы, обогащению эмоционально-чувственной сферы ребёнка. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.  Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

      Пескотерапия способствует интенсивному  развиттю высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивных процессов, а так же речи детей. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга. Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Условия для оказания эффективной коррекционной помощи обучающимся,

воспитанникам с ОВЗ

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  программой, реализуемой в ДОУ, коррекционно-образовательных программ,  возрастными  особенностями воспитанников. Среда кабинета содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная. Соблюдены требования зонирования помещения, динамичности предметной среды. Созданы условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей и взрослых.

            В логопедическом кабинете выделяются 3 зоны: зона для индивидуальных занятий, зона для организации подгрупповых занятий, консультативно-методическая зона.

  В кабинете имеются:

      енсорный уголок с дидактическими играми на развитие неречевых  психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения. Объекты для обследования и развития данных функций у детей (мозаика, вкладыши, наборы кубиков, матрешка, пирамидка, балансиры, тактильные подушки);

      -игры на развитие  слухового внимания – набор детских музыкальных инструментов,  «Звенящие бутылочки», игрушки-пищалки, набор предметов «Бытовые шумы", набор шумовых  кубиков;

      -уголок игр на развитие речевого дыхания: «Кто спрятался в траве», «Погаси свечки», султанчики, вертушки, «Помоги муравьишке», «Подуй на бабочку, листочек и т.д.», «Колокольчики», флажки;

      -уголок игр на развитие мелкой моторики: детали конструктора, наборы мелкого строительного материала, мозаики, прищепки, волчки, шарики «Су-джок», массажные мячи, каштаны, шишки, игры с лентами, шнурками, игрушки маленького размера, игры-«ходилки», настенная панель «Шарики и кубики»;

      -уголок для проведения артикуляционной гимнастики оборудован столом с зеркалом, лампой дополнительного освещения, логопедическим инструментарием, наглядно-методическими материалами;

      -игры на развитие фонематических представлений: «Слова-рыбки» на определение места звука в слове, «Поезд», «Домики» на определение количества слогов в слове, пеналы для звукового анализа, «Почтовые ящики»;

      -уголок игр и заданий на автоматизацию произношения звуков: наборы карточек со словами, «лабиринты», карточки на составление предложений по схемам, мнемотаблицы к стихотворениям и др;

      -шкаф с наглядным материалом по развитию лексико-грамматического строя речи: карточки по лексическим темам, игрушки (насекомые, звери), изготовленные и своими руками (бумажные цветы, фрукты и овощи, деревья, набор «Кукольная обувь», «Кукольная одежда») набор «Транспорт», «Мебель», «Посуда».

      Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драмматизаций: пальчиковый театр, игрушки би-ба-бо, плоские деревянные фигурки,  кукольный театр.

      Имеется мини библиотека, в которой представлены книги разной тематики: сказки, рассказы, стихи.

      Медиатека представлена картотекой презентаций к занятиям, альбомами «Веселая логоритмика» и «Сказочки свистелки-шумелки» Е. и С. Железновых, компьютерными речевыми играми,  аудиозаписями литературных произведений.

      Оформлены картотеки словесных игр,  подвижных игр с речевым сопровождением, альбомы по автоматизации и дифференциации звуков.

      Еженедельно оформляется уголок по развитию лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой недели. Весь перечень материально-технического и методического оснащения представлен в паспорте логопедического кабинета

                        Паспорт логопедического кабинета МДОУ "Детский сад "Березка""        Файл (PDF; 199Кб) 

 

    

    Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми

   Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми проводится с целью:  а) коррекции;

б) развития музыкальных способностей одаренных детей.

 Занятия с целью коррекции позволяют найти причину не усвоения программных задач. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка — излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Индивидуальные занятия с преобладанием именно этого вида помогают ребенку преодолеть трудности. Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяетребенку петь чисто, в более высоком регистре. Индивидуальные занятия позволяют выбрать удобный для ребенка диапазон и постепенно расширить его. Причиной нечистого интонирования в пении может быть неразвитость одной из музыкальных способностей—звуковысотного слуха. В этом случае помогают специально подобранные музыкально-дидактические игры и упражнения: игра на звуковысотных музыкальных инструментах помогают различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостряют слуховое внимание; совмещая пение и игру на музыкальных инструментах, позволяют добиться слуховой и вокальной координации.

        Индивидуальная работа с одаренными детьми строится на диагностической основе: выявление музыкальных способностей  и определения склонности к творчеству (из наблюдений воспитателя и родителей). Выявляются дети, имеющие достаточно высокий уровень музыкальных способностей игры на инструментах, в течение года с ними проводится индивидуальная работа по развитию этих умений.

       Качественно проделанная работа, позволяет с лёгкостью обучать детей игре в ансамбле и в оркестре. Ансамбль доставляет удовольстве не только своим слушателям, но и самим детям, которые в полной мере проявляют свои способности в игре на инструменте и получая огромное удовлетворение от достигаемых результатов.

     Таким образом, система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

 

    Индивидуальная работа инструктора по физической культуре  с детьми

       Инструктор по физической культуре  проводит индивидуальную работу с детьми, начиная с младшей группы, в форме игры или игровых упражнений. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигательных  умений и навыков, на отношение к окружающим.  Индивидуальная работа направлена на обучение отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение здоровья ослабленных детей.  Инструкторм по физической культуре проводится индивидуальная работа во время проведения утренней гимнастики, НОД, физкультурных досугов.

Актуальность с индивидуальной работы с детьми в ДОУ

В особенно пристальном нашем внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленные», имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные, а также индивидуальная работа  организуется с целью активизации пассивных детей.

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»